Газовая пилюля от майдана

Первым делом автор приносит свои извинения за бессмысленное название, которое необходимо лишь для привлечения внимания наибольшего количества читателей, и поэтому является провокационным. В статье же речь пойдет о газе, об отоплении и о тарифах. То есть о тех вещах, которые на сегодняшний день волнуют каждого украинца. Но речь пойдет в большей степени не о том, кто виноват, что делать и т.д., а о том, как “это” работает, поскольку это первый и главный вопрос, на который нужно получить ответ — дальнейшие действия автоматически вытекают из ответа на этот вопрос. Итак, обзор новостей о повышении цены на газ, и, как следствие, стоимости отопления показывает, что практически у всех участников украинского медиа-пространства отсутствуют сколько-нибудь реальное представление о стоимости отопления квартир в Украине, о том, кто платит за это отопление, и о том, зачем “злой МВФ” требует повышать тарифы на коммунальные услуги для населения. Как раз на эти три вопроса автор попробует дать ответ.

Сообщения в средствах массовой информации, которые затрагивают проблему повышения тарифов на газ/отопление, в подавляющем большинстве сводятся либо к безосновательной критике таких действий, либо к обсуждению специалистами отдельных технико-экономических проблем систем тепло- и газоснабжения, таких как износ сетей, учет энерго- и теплоносителей, непрозрачность тарифообразования и.т.д. Как первые, так и последние отнюдь не способствуют решению остро стоящей проблемы энергетической независимости Украины, а лишь усугубляют ее, создавая ощущение непреодолимости этой проблемы. Еще большее удивление вызывает отсутствие каких-либо вразумительных действий правительства по решению абсолютно необходимой проблемы информирования населения.

В то же время отсутствие каких-либо активных действий в направлении либерализации рынка энергоносителей Украины, начиная с 1991 г., привело к возникновению ряда устойчивых заблуждений среди большой части населения Украины, которые можно свести к двум основным пунктам:

  1. тарифы за отопление не соответствуют количеству тепла, которое поставляется в квартиры потребителей;
  2. для проведения реформ в сфере коммунального хозяйства нужны колоссальные средства, поскольку котельное оборудование и теплосети изношены, а у зданий, построенных в СССР, огромные теплопотери.

Поиск ответов на вопросы, поставленные в начале статьи, в первую очередь требует понимания структуры энергопотребления украинских домохозяйств и понимания роли в этой структуре газа, угля и других энергоносителей. Важной особенностью украинских домохозяйств является крайне низких охват учета энергоносителей, особенно в части связанной с централизованным отоплением [1]. А поскольку практика оценки энергопотребления домохозяйств опирается на тотальный учет энергоносителей то получение средних значений энергопотребления – крайне непростая задача для Украины.

В структуре отопления жилых домохозяйств можно выделить две основных категории. Расходы на отопление, которые всегда пропорциональны площади жилья и расходы на электроэнергию и ГВС, которые всегда пропорциональны количеству проживающих в домохозяйстве человек [2]. Соответственно если периоды основной жилой застройки и демографический состав населения двух государств близок, то близка структура и уровень их энергопотребления. Поэтому большую помощь в понимании структуры энергопотребления украинских домохозяйств могут оказать данные стран бывшего СССР (Эстония, Латвия, Литва) и соцлагеря (Польша, Словакия, Румыния, Чехия).

Во-первых, эти страны сравнительно недавно испытывали похожие проблемы, во-вторых, для этих стран имеются достоверные данные об энергопотреблении, и, в третьих, периоды основной жилой застройки и состав семей близки к таковым в Украине [2]. Конечно работа проведенная в этих странах по повышению энергоэффективности зданий несколько занизит вклад отопления в структуру энергопотребления, но для целей сравнения этим вполне можно пренебречь. Также учет данных нескольких стран одновременно повышает достоверность оценки

Итак, проводя параллель с вышеуказанными странами получаем, что в структуре энергопотребления украинских домохозяйств ключевое место занимает отопление ~ 68 %, а горячее водоснабжение (ГВС) и электроэнергия составляют ~15 % и ~16 % соответственно [3]. Т.е. самой затратной статьей расходов является именно статья расходов на отопление. Структура потребления энергоносителей по данным Госкомстата Украины за 2013 г выглядит следующим образом: 73 % котельных работают на газе, 1 % на мазуте и 26 % на угле [1]. В структуре генерации ГВС газ и уголь занимают приблизительно по 50 %. Структура генерации электроэнергии выглядит следующим образом: газ ~ 29 %, уголь ~ 29 %, АЭС и ГЭС ~ 42 % (Рис. 1а). Приведенные выше данные позволяют сделать два главных вывода:

1) наибольшие затраты (~ 68 %) связаны именно с отоплением жилья;

2) основным топливом (~ 60 %) для коммунального хозяйства Украины является природный газ.

fig 1

Следующим шагом на пути поиска ответов является оценка стоимости отопления украинских квартир. Для решения этой задачи самой важной характеристикой является удельное энергопотребление зданий, или, другими словами, количество киловатт-часов, необходимых для отопления 1 квадратного метра жилья в течение отопительного сезона. Как было уже сказано выше, для Украины крайне сложно получить достоверные данные о среднем удельном энергопотреблении зданий. Поэтому для оценки были взяты данные [4-6]. Часть этих данных основана на расчетах энергопотребления типовых многоэтажных домов, часть на оценке среднего потребления энергоносителей государством. Из этих данных среднее значение удельного энергопотребления для Украины может быть принято на уровне 301 кВтч/кв. м в год. Сравнение показателей украинских зданий со зданиями других стран говорит о том, что, несмотря на достаточное высокое энергопотребление украинского жилья, оно сопоставимо с жильем таких стран как Латвия и Литва и уж точно не в разы отличается от таких европейских стран как Франция и Германия (Рис. 1б). Следует особо отметить, что удельное энергопотребление зданий является практически полностью физической характеристикой, т.е. зависит от использованных в зданиях строительных материалов, состояния теплосетей и котельных и не зависит от климата, стоимости топлива, политического устройства и пр. Для более наглядной иллюстрации смысла удельного энергопотребления на Рис. 1б дополнительно представлены значения удельного энергопотребления зданий в куб. метрах природного газа, которые необходимы для отопления одного квадратного метра жилья в год. Здесь также будет уместным привести данные Госкомстата об изношенности теплосетей, который относит к ветхим и аварийным лишь 21 % теплосетей [1], что никак не попадает в категорию “катастрофически изношенной теплосистемы”.

Если разделить удельное энергопотребление зданий (301 кВтч/кв. м. год) на удельную теплоту сгорания газа/угля/мазута (количество кВтч, получаемое при сжигании 1 кг топлива) и умножить на стоимость килограмма топлива, то получится реальная стоимость отопления 1 квадратного метра украинского жилья. К этой стоимости нужно добавить и стоимость транспортировки газа/угля к котельным. Обращаясь к данным все тех же стран Прибалтики и бывшего соцлагеря о стоимости газа для государства и стоимости газа для населения, можно оценить затраты на транспортировку, которые в среднем составляют ~ 55 % стоимости топлива (Рис. 2а) [7,8]. Здесь также стоит отметить, что в основном эти затраты обусловлены физическими параметрами, и, следовательно, не могут быть исключены. Теперь, учитывая стоимость газа и угля, легко получить реальную стоимость отопления украинских квартир с учетом затрат на транспортировку газа к конечным потребителям. Для удобства сравнения на Рис. 2б приведены данные в пересчете на 1 мес. при круглогодичной оплате услуг, также для сравнения представлены уровни минимальных зарплаты и пенсии. Пользуясь вышеуказанным графиком каждый украинец может оценить реальную стоимость отопления своего жилья, зная его площадь.

Рассчитанные значения могут показаться ужасающими для большинства украинцев по вполне понятным причинам, но такова реальность. и главным здесь является именно необходимость осознания украинцами реальной стоимости отопления их квартир. Ведь вряд ли у кого-либо вызовет сомнение, что для того чтобы проехать 10 км на “Жигулях” нужно сжечь 1 л бензина. Точно так же каждый украинец должен понять, каковы реальные затраты на отопление в его доме. Приведенные выше оценки позволяют не только ответить на первый вопрос, поставленный в начале статьи: сколько стоит отопление украинского жилья?, но и избавиться от заблуждений о несоответствии существующих тарифов действительности, изношенности теплосетей и колоссальном энергопотреблении квартир.

fig 2

Безусловно приведенные оценки могут отличаться от реальных в ту или другую сторону, поскольку из-за специфики украинского коммунального хозяйства достоверные данные очень сложно получить. Тем не менее, описанные выше значения позволяют создать целостную картину проблемы отрасли ЖКХ и оценить стоимость отопления и транспортировки энергоносителей, а также понять, что тарифы на ЖКХ существенно занижены по сравнению с реальными. Этот факт автоматически свидетельствует о том, что недостающая часть субсидирована государством, из чего также автоматически вытекает ответ на второй вопрос: кто платит за отопление украинского жилья? Ответ достаточно прост и прямолинеен — государство, т.е. — налогоплательщики, а следовательно  абсолютно все граждане Украины.

Чем же плоха такая система? Для наглядной иллюстрации проблемы субсидирования тарифов на уровне государства, сравним плату за отопление двух граждан Украины. Для сравнения возьмем владельца пиццерии в одном из областных центров и человека, работающего на металлургическом заводе. Пусть в собственности первого будет 4-х комнатная квартира (115 кв. м.) и частный дом площадью 250 кв. м., который отапливается газом. Второй же пусть будет хозяином двухкомнатной квартиры (65 кв. м.). Используя описанную выше процедуру, оценим реальную стоимость отопления жилья этих двух граждан и сравним её с той суммой, которую каждый из них заплатит по существующим тарифам на отопление/газ (Таблица 1.).

Table

Из приведенных расчетов хорошо видно, что как владелец пиццерии, так и работник металлургического завода заплатят намного меньшие суммы по сравнению с реальной стоимостью отопления их жилищ. Но если для работника металлургического завода отопление его двухкомнатной квартиры сопоставимо с его годовыми доходами, то для владельца пиццерии реальная стоимость отопления отнюдь не является заоблачной. Несмотря на то, что субсидии всегда ассоциируются с социальной защитой населения, получается, что при существующей системе субсидий государство платит за содержание имущества обеспеченных граждан намного больше чем за отопление жилья социально незащищенных слоев населения. Также из расчетов видно, что если владелец пиццерии будет платить реальную стоимость отопления своей недвижимости, то этих средств хватит для выплаты компенсации за отопление шести (!) работникам металлургического завода.

К уже сказанному можно добавить, что при существующей схеме субсидирования тарифов государством ответ на еще один очень важный вопрос когда в Украине начнется внедрение энергосберегающих технологий? также становится очевидным — НИКОГДА! Поскольку все участники системы распределения энергоносителей оперируют существенно заниженными относительно реальных ценами, то стимула внедрять сберегающие технологии и вести тотальный учет ресурсов нет попросту ни у кого. Другими словами, отсутствует прямая связь между потребленными ресурсами и их реальной стоимостью. Напротив, появляется нежелание устанавливать приборы учета, поскольку это дает возможность  списать высокое потребление на износ сетей/устаревшее оборудование, а по факту перенаправить энергоносители другим потребителям, получив от этого выгоду. Ведь государство покроет недостающую часть.

Другая проблема кроется в том, что в Украине существует две цены на газ. Есть дорогой российский газ и дешевый украинский. А поскольку газотранспортная система полностью контролируется государством, то возникает соблазн продать более дешевый (украинский) газ по цене более дорого (российского). Конечно, логично дешевый украинский газ полностью пустить на нужды населения, а более дорогой продать предприятиям, но, к сожалению, структура власти позволяет делать совсем наоборот, открывая дорогу коррупции. В свою очередь, заниженная практически до себестоимости цена украинского газа не позволяет развиваться украинской газодобывающей отрасли. Соответственно, не позволяет наращивать объемы добычи газа, повышая тем самым энергетическую независимость страны.

Следовательно повышение тарифов на газ/отопление до экономически обоснованных значений должно явиться катализатором либерализации рынка энергоносителей, но простое повышение тарифов не решит проблему, поскольку само повышение тарифов является лишь следствием изменения схемы оплаты за газ/отопление. Если на сегодняшний день субсидии за всю страну выплачиваются на самом верхнем уровне газотранспортной системы — НАК Нафтогаз, то реформа должна привести к переносу выплаты субсидий с самого верхнего уровня на самый нижний уровень — т.е. населению. Такое перераспределение денежных потоков приведет к тому, что все участники процесса потребления газа/отопления начнут оперировать реальными значениями, и, как следствие, начнут нести полную ответственность за потребляемое/транспортируемое топливо/тепло и автоматически получат стимул к внедрению тотального учета энергоресурсов и энергосберегающих технологий. Безусловно такое изменение требует большой работы в первую очередь министерства социальной политики, поскольку необходимо определить критерии, по которым граждане могут претендовать на получение субсидий (Рис. 3).

fig 3

В совокупности все перечисленные выше факторы позволяют ответить на третий вопрос: почему необходимо повысить тарифы на коммунальные услуги для населения? Повышение тарифов на коммунальные услуги для населения приведет к изменению всей системы распределения энергоносителей от конечного потребителя до НАК Нафтогаз Украины, что неизменно приведет к положительным результатам сразу по нескольким направлениям, а именно:

  • позволит вывести из банкротства НАК Нафтогаз и уменьшит дефицит государственного бюджета Украины, что автоматически приведет к укреплению гривны и снизит нагрузку на расходы бюджета по социальной защите населения
  • станет стимулом к повсеместному внедрению энергосберегающих технологий и приборов учета энергоносителей, что повысит энергоэффективность системы теплоснабжения в масштабах страны и повысит энергетическую безопасность государства
  • значительно уменьшит коррупцию в сфере ЖКХ, которая в большинстве своем опирается на отсутствие учета энергоресурсов, что позволит направить ресурсы на модернизацию систем теплоснабжения и еще больше повысить эффективность системы теплоснабжения
  • позволит развиваться газодобывающей отрасли Украины и повысит энергетическую независимость страны путем увеличения объемов добычи газа и уменьшением зависимости от импорта энергоносителей
  • повысит социальную защищенность малообеспеченных слоев населения, поскольку вместо предоставления субсидий абсолютно всем гражданам страны, субсидии будут предоставлены только социально незащищенным слоям населения, что автоматически улучшит избирательность и целенаправленность программ социальной защиты граждан

Выше перечислены именно те причины, по которым МВФ всегда требовал повышения тарифов для населения перед выдачей финансовой помощи Украине, поскольку в таком случае эта помощь пойдет гражданам Украины, а не на обогащение чиновникам. Учитывая все вышесказанное, гражданам Украины следует пересмотреть свое отношение к повышению тарифов для населения, поскольку в среднесрочной перспективе от этого выиграют абсолютно все.

Список использованной литературы

[1] Про основні показники роботи опалювальних котелень і теплових мереж в Україні за 2013 рік, Державна служба статистики України, Київ, 2014.

[2] C.R. Laderchi, A. Olivier, and C. Trimble, Balancing act: Cutting energy subsidies while protecting affordability, World Bank Publications, 2013.

[3] S. Birchall, I. Wallis, D. Churcher, S. Pezzutto, R. Fedrizzi, and E. Causse, Survey on the energy needs and architectural features of the EU building stock, iNSPiRe, 2014.

[4] А. Маляренко, and А. Орлова, Состояние и пути санации жилого фонда прошлых лет, Энергосбережение. Энергетика. Энергоаудит. 91 (2011) 9-14.

[5] Я. Семиколенова, Л. Пирс, and Д. Ганкнсон, Модернизация системы централизованного теплоснабжения в Украине: учет тепла и внедрение платежей на основе его фактического потребления, Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк, 2012.

[6] Ю.А. Матросов, and Г.Г. Фаренюк, Новые государственные нормы Украины «Тепловая изоляция зданий», Жилищное Строительсьтво. (2007) 8-12.

[7] Energy price statistics, Eurostat, 2014.

[8] P. Lowe, Quarterly Report on European Gas Markets, European Commission Directorate General for Energy , Brussels, 2012.

Метки: , , ,

Оставьте комментарий